Процедура оспаривания итогов кадастровой оценки может быть изменена, соответствующий законопроект приняла Госдума в I чтении.
Документ регламентирует требование о публикации в фонде сведений госкадастровой оценки результатов определения кадастровой стоимости еще до выполнения их экспертизы в СРО оценщиков, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с ними. Также законопроект меняет технологию оспаривания кадастровой оценки.
По новому документу, оспорить результаты оценки можно будет в любое время, до следующей переоценки. В ряде регионов фактический срок проведения оценки увлечен до 5 лет. В настоящее время на оспаривание результатов кадастровой оценки дается только 6 мес.
В документе указано, что оспаривание итогов оценки кадастровой стоимости в суде исключается до рассмотрения данного спора спецкомиссией во внесудебном порядке. Такое решение дает возможность уменьшить нагрузку на суды, экономит средства и время заинтересованной стороны, т.к. процедура обжалования не представляет сложностей, для ее прохождения оплата госпошлины не нужна.
При введении такой обязанности больше не будет конкуренции среди органов рассмотрения спора. Также исчезает неопределенность в процедуре обжалования итогов оценки.
Между тем, многое будет зависеть от комиссии. Если она станет выполнять работу неудовлетворительно, это приведет к увеличению срока обжалования результата оценки, поскольку добавится еще одна инстанция рассмотрения данных споров.
В настоящее время возможно оспорить итоги определения кадастровой стоимости двумя путями: в административном порядке (существуют комиссии, образованные при территориальных ведомствах Росреестра); в арбитражном суде. Следовательно, заявитель сам принимает решение, куда ему лучше обратиться.
Заявитель вправе оспорить в судебном порядке решение комиссии, которое было принято по итогам рассмотрения заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости. При этом оспаривать решение в комиссии значительно сложнее, поскольку многие поступившие заявления такого рода отклоняются. Следовательно, заявителю легче обратиться непосредственно в суд. Закономерно, что в арбитражные суды поступает внушительное количество споров на данную тему.
Именно желание разгрузить суды, является основной причиной для принятия решения о введении досудебного порядка разрешения таких споров.
Эксперты считают, что принятие и дальнейшая реализация законопроекта не поспособствует увеличению эффективности проведения госкадастровой оценки, а только замедлит процедуру оспаривания итогов оценки. Поскольку заявителю сначала надо будет заручиться отказом специальной комиссии, а затем уже идти в суд, чтобы его оспорить.
На сайте Росреестра размещены сведения, согласно которым в 2014 году столичная комиссия кадастровой палаты рассмотрела 12 дел. При этом в 100% случаев результатом рассмотрения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости является отказ. Как видно, из практики, введение этой досудебной обязательной процедуры не поможет заявителям, а только усложнит процедуру оспаривания кадастровой стоимости, повлечет дополнительные денежные и временные затраты.
Авторы же документа считают, что законопроект, наоборот, поспособствует увеличению эффективности проведения процедур госкадастровой оценки, а это необходимо для развития земельного рынка. Кроме того, принятие документа будет содействовать совершенствованию платного землепользования и необходимо для реформирования принципов налогообложения недвижимости.
Одно из преимуществ законодательной инициативы - возможность общественного обсуждения итогов кадастровой оценки. Но это будет полезным, если мнение собственников на самом деле учтут структуры госвласти.
Обязательное досудебное оспаривание итогов кадастровой оценки значительно увеличит сроки общего обжалования. При этом сократятся сроки оспаривания результатов до проведения следующей оценки. В настоящее время судебное оспаривание порой занимает год. Если же данные нововведения начнут действовать, то оспорить результаты оценки будет практически невозможно, что приведет к нарушениям прав владельцев участков.