В ГД внесен законопроект, предлагающий размещать официальные веб-сайты государственных органов, а также муниципалитетов исключительно на российских серверах. Документ подготовлен рядом депутатов от ОНФ.
На данный момент более трети сайтов госорганов пользуются услугами провайдеров, расположенных за рубежом. Проводилось выборочное исследование 9 тыс. веб-ресурсов госучреждений органов местного самоуправления, НКО и госкорпораций.
Эта ситуация, по мнению разработчиков документа, несет угрозу информационной безопасности, т.к. использование серверов, которые физически находятся за границами РФ, дает возможность внесения несанкционированных изменений в официальную информацию, а также может привести к ее уничтожению и блокировке.
Указывается, что размещение сайта на территории определенного государства регламентируется именно законодательством страны, где фактически располагается сервер. Таким образом, сайт российского госоргана может быть без труда отключен хостером, если информация, размещенная на сайте, или само размещение веб-ресурса нарушает законодательство данного государства. Кроме того, на сайте может быть вывешена какая-либо «ненужная информация», считают разработчики проекта закона. Создатели законодательной инициативы находят крайне странным то, что наши госорганы до сих пор размещают веб-ресурсы за границей, хотя в РФ немало качественных хостингов.
Таким решениям может быть только одно объяснение - направленность сетевого ресурса на то государство или на регион, где фактически размещен сайт. Будет лучше, если бюджетные средства тратить на местные компании. Данный закон будет эффективным, считают разработчики.
Конечно, многое зависит именно от хостера, т.е. компании, которая хостинг предоставляет. Данная законодательная инициатива, говорят эксперты, в целом ориентирована на возможное расследование случаев, нарушающих информационную безопасность, а также на привлечение виновных к ответственности. Естественно, найти злодеев, осуществивших взлом зарубежных серверов, труднее. А уж добиться их выдачи и привлечения к ответственности и подавно сложно.
Российские учреждения должны знать, что при размещении веб-ресурсов у зарубежных провайдеров, могут возникнуть определенные риски. И их контролировать довольно сложно, поскольку есть значительные законодательные и технические ограничения. Со стороны госорганов понимание проблемы есть, поэтому в массовом порядке услугами зарубежных провайдеров они не пользуются. Скорее всего, авторы законопроекта «заботятся» об НКО либо организациях, которые из-за незнания размещают веб-ресурсы на иностранных ресурсах. К примеру, эти организации прибегают к услугам российского провайдера, а тот может пользоваться зарубежным хостингом. Данный законопроект может «прикрыть» эти лазейки. Однако эффективность закона всецело будет зависеть от контроля его исполнения.