Законопроект, в котором говорится о критериях определения налогового резидентства компаний, поступит в ГД во II квартале. При принятии законопроекта главным критерием для налогообложения иностранных организаций будет истинное местонахождение управляющей структуры, а не место регистрации.
Соответствующие распоряжения даны премьер-министром правительству. В сроки до 19 мая необходимо сформировать проект ФЗ, которым реализуется комплекс мер, направленных на вывод экономики из оффшоров. В частности, предполагается ввести в НК РФ такое понятие как «налоговое резидентство организаций» и обозначить его критерии.
Основное отличие резидентов от нерезидентов (налоговых) состоит в том, что первые, обычно, платят налоги со всего дохода (который получают в пределах страны и за ее границами), вторые же - уплачивают налоги лишь с дохода, который получен от предпринимательской деятельности в данной стране.
Чтобы не взимать с налогоплательщиков налог дважды, страны заключают между собой соответствующие соглашения, которые направлены на избежание двойного налогообложения. Таким образом, налогоплательщик не уплачивает одни и те же налоги, как в стране резидентства, так и в государстве, в котором получает доход. Сейчас РФ заключила 80 подобных соглашений.
Однако в нашей стране нет понятия налогового резидентства для юрлиц. Лишь один критерий определяет налоговый статус компаний - место регистрации. Следовательно, компанию, которая зарегистрирована за пределами РФ, нельзя обложить налогом, т.к. нет для этого правовых оснований.
Такие компании-«ширмы» не работают за рубежом, а управляются из России, причем реальным владельцем. В итоге, компания, которая зарегистрирована в оффшорной зоне или низконалоговой юрисдикции, не платит налог с доходов, так же не уплачивает налог с доходов и владелец компании.
В других странах дело обстоит по-другому. Налоговый статус организации, а значит, и налоговое резидентство, определяются, исходя из ее фактической «связи» с каким-либо государством, причем неважно, где она зарегистрирована.
В этом случае основной критерий - именно место реального управления организацией, которое, определить можно по следующим признакам:
- где проходят советы директоров?
- где место оперативного управления?
- где расположена штаб-квартира или административное здание?
- где находится центральная бухгалтерия?
- где хранится архив и пр.
Аналогичные критерии уже содержатся в спецпротоколах к соглашениям, подписанных Россией с рядом зарубежных стран в последние 2 года (Швейцария, Кипр, Люксембург и пр.). Следовательно, юрлицо в определенном смысле приравнивается к физлицу, т.к. у последнего есть также своеобразное «место регистрации» (гражданство). Однако для налогообложения неважно гражданство, а важна фактическая связь с определенным государством, которое является местом его работы, проживания, а также местонахождением его жилья, семьи и пр.